После покупки трансивера FT-857 было принято решение использовать его по прямому основному назначению, а именно установка этого аппарата в автомобиль. После покупки всех необходимых шнуров для выноса панели на приборную доску, возник вопрос, какую антенну использовать. После продолжительных поисков в китайских интернет магазинах, была приобретена антенна FALCON OUTBACK 2000, магнитное основание и кронштейн для крепления к двери багажника авто (В моём случае это DAEWOO MATIZ).
Сама антенна рассчитана на работу в диапазоне от 80-ти метров и выше. Но, как показали практические испытания, на 80-ти метровом диапазоне корреспонденты практически не отвечают да и полоса антенны очень узкая, что и следовало ожидать. Основная часть катушки намотана на этот диапазон, что дополнительно добавляет приличного веса антенне. Так же выяснилось, что магнитное основание не достаточно прочно удерживает антенну на кузове и не хотелось, чтобы во время движения она слетела и повредила кузов машины или чего ещё хуже не попала кому-то по голове. Поэтому решил закрепить её на приобретенный кронштейн к крышке багажника, от чего резонансы на всех диапазонах сдвинулись. После месяца эксплуатации антенны на автомобиле, из-за приличного веса антенны, на кузове, в месте крепления кронштейна, появилась деформация крышки багажника. Из всего выше сказанного, был сделан вывод, что, в движении использовать данную антенну не желательно, да и диапазон 80м абсолютно не нужен при таких размерах полотна. Немного подумав и поковыряв интернет, решил изготовить нечто подобное сам. При изготовлении использовал все, что попалось под руки. Кусок полипропиленовой трубы диаметром 20 мм. телескопическая антенна от советского приёмника "Океан", кусок алюминиевой трубы диаметром 12 мм.и несколько метизов. Также был использован разъем PL252 с удлиненным корпусом.
Катушку решил разместить выше основания, для более эффективной работы антенны, так как пик тока а следовательно и излучения находится у основания штыря и соответственно ставить там катушку не очень есть хорошо. Изначально, катушка находилась у основания, в ней отсутствовали витки для 80-ки и в сочетании с телескопической антенной вес всей конструкции раза в три был меньше фирменного экземпляра. Эту антенну уже смело можно было возить на крыше или багажнике авто, причём в сложенном состоянии он практически не испытывает никаких нагрузок от встречного потока воздуха, этот вариант вполне можно использовать. Но так как было решено, что антенна в движении мне не нужна было добавлено дополнительное звено, тем самым увеличен кпд антенны. Вся конструкция легко разбирается и собирается в течении одной двух минут, что позволяет поработать в эфире во время любой остановки, будь то поле или автостоянка. Можно конечно и не снимать ее, но для этого необходимо телескопическую часть сложить перед движением.
Переключение диапазонов производится куском провода с зажимом типа "крокодил" на конце. В данном варианте антенны присутствуют 4 диапазона 40-20-15-10. Точную подстройку можно производить путём уменьшения или увеличения длины телескопа. Имеется желание переделать катушку под ползунок, для плавного изменения количества витков, что более удобно для точной настройки.
Изготовление.
Самой основной проблемой при изготовлении, было крепление разъема PL 259 к самой антенне. Но это решилось довольно просто, в продаже имеются разъемы с удлиненным корпусом, так вот эта самая удлиненная часть, как раз по диаметру входит в пластиковую трубу. Я вставил разъем в трубку, просверлил насквозь отверстие, подобрал необходимой длины болт с гайкой. Далее это всё разбирается, к разъему припаивается провод в изоляции, всё промазывается эпоксидным клеем и собирается. Особое внимание надо уделить при установке болта, чтобы он не повредил провод.
В остальном, думаю, нет особого смысла описывать процесс крепления других частей антенны, так как каждый найдёт конструктивное решение по мере своих материальных и творческих возможностей. Советую не придерживаться в точности приведенными мной данными о количестве витков катушки, лучше намотать чуть больше и непосредственно на своём автомобиле подобрать необходимое количество витков на каждый диапазон. Я не использовал при настройке, каких либо приборов, количество витков подбирал по минимуму КСВ. Испытания показали, что, на диапазоне 40 метров антенна не проявила каких либо выдающихся результатов, ну это и понятно. А вот на 20-15-10 метров, антенна работает очень даже не плохо, при мощности 20 ватт всех кого слышал, отвечали с рапортами 58-59 на расстояниях 2000 и более км. Думаю для компромиссного варианта это не плохо.
Провод для катушки - 0,8-1 мм. Число витков катушки - 127 Отводы, начиная с нижней 73-27-14 ну и соответственно 2 крайних.
1-й вариант
Александр R4AAA, 04 февраля 2013 г.
Комментарий UN7TAE: Перенос катушки выше по полотну антенны это правильное и толковое решение. Псевдоумники, бездумно копирующие фирменные варианты, и не подозревают, сколько потерь дает пик тока в некачественной катушке. В данном случае максимальные токи распределены по нижней части полотна антенны, что заметно добавляет эффективности.