Главная » Статьи » » Антенны КВ » Двухэлементный волновой канал на 10, 12, 15 метровые диапазоны
Двухэлементный волновой канал на 10, 12, 15 метровые диапазоны
Давно уже собирался соорудить для полевых выходов более-менее серьёзную направленную антенну. Постепенно заготавливал материалы для постройки и терпеливо вынашивал желание, начать практические подвижки по её созданию. Катализатором к действиям стал выезд на соревнования «Русское поле 2013». О работе в этих соревнованиях, расскажу наверное несколько позже, в отдельной статье, а сейчас лишь упомяну, что участвуя в них возлагал большие надежды на ВЧ диапазоны, но из-за несовершенства антенного хозяйства и неважного прохождения, я потерял существенное количество необходимых для победы связей.
Практически это выглядело так: Слушаю, значит на свой двух диапазонный IV (15, 20м) 15 метровый диапазон, а там прохождение хоть и «никакущее», но в телеграфном участке станции худо-бедно да пробиваются. С трепетом в душе предвкушаю неминуемый в контесте pile-up. Целых 20 минут вдохновенно клепаю «CQ RF» около 21060. Увы… Похоже не мой день. В итоге получился шикарный фигвам (такое индейское жилище) ибо время потерял, а связей как не было, так и нет. Абыдно же, панымаишь? Да?…
В общем, решаю, что обязательно нужно делать на ВЧ диапазоны что-то направленное. И чем быстрее, тем лучше. Какую антенну слепить, долго голову не ломал. Да и что мозг напрягать, когда трубок насобирал на антенну максимум (от 17 и выше). Естественно обратился к общеизвестному произведению дедушки Карла. Кстати, по счастливой случайности, этот великолепный справочник у меня на родном языке автора, так что можно сказать читаю Ротхаммеля в подлиннике ))). Итак. Мой выбор пал на «2 Element-Richtstrahlers». Первым делом, приглянулось название. Мне показалось, что по-немецки оно звучит даже несколько угрожающе. Это и стало решающим доводом при выборе антенны. ))) Вот, думаю, буду «проходить» в Штатах на свои кровные 100 ватт +60Дб, забегают там Янки, затрепещут, спросят: «Мистер, а чем таким излучаете?» А я сплюну сквозь зубы и гордо так процежу – «РичТРАХЛЕР двухэлементный, мать его». Ну или как то так… )))
Но, господа, как говориться - делу время, потехе час. Настала пора окунуться в самые анналы практического антенностроения, короче, самое время выдвигаться в гараж. Прикупив по пути в ларьке 2 литра ледяного «Белого медведя», приступил к постройке антенны. Очень пригодилась выработанная годами привычка не проходить мимо всяких интересных железок. Из-за этого в «закромах» долгие годы пылились почти готовые элементы будущей антенны. И благодаря этому слесарная часть создания антенны (без испытаний и настройки) заняла всего около 5 часов.
Весь пошаговый алгоритм постройки горизонтальной двухэлементной антенны «Волновой канал» на 15, 12, 10 метровый диапазон широко представлен ниже в фотоотчете. А вообще, всё оказалось довольно просто. Из приведенной в «Ротхаммеле» таблицы взял все необходимые расчетные данные. Хотел было замахнуться и на 17 метровый диапазон, но одумался – вовремя прочитал, что высота подвеса должна быть не менее λ/2, иначе это приведет к увеличению вертикального угла излучения, что, конечно же, крайне нежелательно при проведении DX связей. Да и утяжелять конструкцию особо не хотелось т.к. в виде несущей мачты планирую использовать нижние колена (6,5 м) телескопа 10 метрового штыря. Рассудил так - поскольку я в основном езжу на курганы, а они часто и густо встречаются порядочной высоты (от 4 до 11 метров), то общей высоты 10 -15 метров от основной подстилающей поверхности мне вполне должно хватить для формирования «правильной» диаграммы направленности антенны. Хотя теоретически возможность добавить диапазон 17 метров абсолютно не исключаю. Несущая траверса антенны имеет длину ровно 2 метра (на 17 нужно 2,02м). Так что останется лишь удлинить каждый из телескопических сегментов (в раздвинутом виде – 312см каждый) метровой трубкой. И будет счастье. Правда тогда «уйдёт» возможность быстро перестраиваться на 10 метровый диапазон. И тут уж, как говориться, рыбку съесть и удобно сесть не получиться.
Разметив и просверлив на траверсе отверстия под необходимые диапазоны, приступил к изготовлению изоляционных вставок вибратора и директора. Для этой цели как нельзя лучше подошли фторопластовые брусочки. Материал плотный, но легко обрабатывается, а о его изоляционных свойствах я ваааще молчу. Изоляторы крепил к траверсе посредством продевания в отверстия, которые делаются во фторопласте рашпилем. Тут важна аккуратность и точность подгонки. Элементы крепятся к изолятору с помощью мощных анодированных шурупов, ими же фиксируется и сам изолятор на траверсе. Держат шурупы отлично. Ничего не болтается и не вихляет. Главное - очень сильно затянуть.
Если кто будет повторять – не забудьте сделать на торце изолятора «постель» для элементов. Общая длинна телескопических сегментов (до конверсии) - 624см. Маловато будет. Поэтому в конструкцию я добавил еще 3 куска стальной трубки ≈ 40 см каждая. Одной удлинил директор, а две других пошли на удлинение элементов вибратора. Попались трубки просто шикарные! Тонкостенные, бесшовные, да еще и окрашены в зеленый цвет по грунтовке. Сделал в них отверстия сверлом Ø6.2, и болтами М6 соединил в единую конструкцию с элементами. Электрически соединение продублировал многожильными поводками «под болт». Было желание сразу же установить антенну на редуктор вращения. Даже нашел подходящий 27В вариант редуктора. Но затем решил подождать до окончательных результатов испытаний. Сделать лишнее отверстие в траверсе – не проблема. А пока всё не устаканиться, буду вращать веревочкой. С этой целью изготовил Т-образную стальную верхушку. Её вертикальная часть одевается на самую тонкую (верхнюю) трубку мачты, а траверса с элементами крепиться к горизонтальной (плоской) части 4-мя обычными автомобильными хомутами подходящего размера.
Для «переключения» на другой диапазон, необходимо мачту сложить, а антенну опустить до первого яруса. Вывинтить шуруп изолятора вибратора, передвинуть его по траверсе до нужного отверстия и завинтить шуруп. Естественно затем не забыть укоротить (удлинить) сами элементы, зафиксировав их цанговыми зажимами у соответствующих меток. Снова поднять антенну на рабочую высоту. Думаю минуты за 3-4 управиться можно. Хотя, собственно, куда спешить? Для полной сборки (разборки) антенны необходимо всего три!!! инструмента. Два ключика на 10, и мощная крестообразная отвертка. Опускание мачты и полная разборка антенны в транспортное положение, заняла 6 минут.
Впереди ходовые испытания.
P.S.
В субботу провел первые ходовые испытания. Антенна прекрасно работает на всех заявленных диапазонах (только лишь нужно устанавливать по меткам длинну выдвигаемых элементов при переходе с диапазона на диапазон). При чём даже без изменения расстояния между элементами!!! Подавление вперед-назад 12-15Дб. Как контрольный приемник использовал YAESU FT-1000MP. КСВ в телеграфных участках диапазонов 15,12,10 не хуже 1,3. Достаточно широкополосная. Поскольку мачта не очень высокая, то запитывал антенну одним волновым повторителем из 50 Ом-ного кабеля. Изменения кабеля и КСВ производились прибором RigExpert AA-230.
P.S.S.
При дальнейшей эксплуатации антенны, буквально "на слух" было выявлено "дробление" основного лепестка ДН антенны. Выражалось это так, при прослушивании тонального сигнала дальней станции, было слышно два максимума сигнала, в зависимости от положения антенны. "Вылечил" этот недостаток увеличением расстояния между элементами до 2.0 метров. В результате чего, произошло сужение ДН, и максимальный уровень сигнала стало слышно только при точной настройке на станцию, на одном азимуте.
Фоторепортаж из мастерской.
Первым делом определяюсь с типом антенны.
Необходимые параметры беру из таблицы.
Прежде чем приступить к постройке – прикидываю объем предстоящей работы.
Самое трудное – придумать способ крепления элементов.
Цанговое крепление. Всё уже придумано до нас.
Изготовление изолятора. Сверлим отверстие и расширяем рашпилем до нужного диаметра.
Будущее поворотное устройство. Немного медленное, немного мелковатое, зато легкое и реверсивное.
Маркировка редуктора.
Разметка отверстий на траверсе под разные диапазоны.
«Постель» для элемента.
Место сращивания телескопического сегмента с трубкой.
Директор с траверсой в сборе.
Счастливый конструктор со своим детищем.
Волнующий момент. Первый подъем…
Все прошло гладко. Девайс имеет право жить!
Моя Красавица! Влюбился с первого взгляда!
Весь комплект легко помещается в салоне малолитражного автомобиля.
Для монтажа (демонтажа) необходимо только три инструмента!