Летом 2002 г., несмотря на плохие условия связи на 80-метровом диапазоне, я провел QSO с Dietmar, DL1FDN/m, и был приятно удивлен тем фактом, что мой корреспондент работает из движущегося автомобиля.
Заинтригованный, я поинтересовался выходной мощностью его передатчика и конструкцией антенны. Dietmar. DL1FDN/m, охотно поделился информацией о своей самодельной автомобильной антенне и любезно разрешил рассказать о ней.
Приводимая в настоящей заметке информация была записана во время нашего QSO. Очевидно, что его антенна действительно работает! Dietmar применяет антенную систему, конструкция которой показана на рисунке.
Система включает в себя излучатель, удлиняющую катушку и согласующее устройство (антенный тюнер). Излучатель изготовлен из омедненной стальной трубы длиной 2 м, установленной на изоляторе. Удлиняющая катушка L1 намотана виток к витку. Ее моточные данные для диапазонов 160 и 80 м приведены в таблице.
Для работы в диапазоне 40 м катушка L1 содержит 18 витков, намотанных проводом 2 мм на каркасе 100 мм. В диапазонах 20, 17, 15, 12 и 10 м используется часть витков катушки диапазона 40 м. Отводы на этих диапазонах подбирают экспериментально.
Согласующее устройство — это LC-схема, состоящая из катушки переменной индуктивности L2, которая имеет максимальную индуктивность 27 мкГн (шаровый вариометр желательно не применять).
Конденсатор переменной емкости С1 должен иметь максимальную емкость 1500...2000 пФ. При мощности передатчика 200 Вт (именно такую мощность использует DL1FDN/m) зазор между пластинами этого конденсатора должен составлять не менее 1 мм. Конденсаторы С2, СЗ — К15У, но при указанной мощности можно применять КСО-14 или аналогичные. S1 — керамический галетный переключатель. Настройка антенны производится на конкретной частоте по минимуму показаний КСВ-метра.
Кабель, соединяющий согласующее устройство с КСВ-метром и трансивером, имеет волновое сопротивление 50 Ом, и КСВ-метр откалиброван на 50-омном эквиваленте антенны. Если выходное сопротивление передатчика составляет 75 Ом, следует применять 75-омный коаксиальный кабель, а КСВ - метр "сбалансировать" на эквиваленте антенны сопротивлением 75 Ом.
Используя описанную антенную систему и работая из движущегося автомобиля, DL1FDN провел на 80-метровом диапазоне много интересных радиосвязей, включая QSO с другими континентами.