Рано или поздно в жизни каждого автомобилиста наступает такой момент - нужно выезжать, а единственный автомобильный аккумулятор сел. Если поблизости есть другие автомобили, можно попросить добрый людей "прикурить", то есть взять напряжение из бортовой сети другого автомобиля для запуска двигателя. Тем не менее, иметь под рукой хотя бы простенькое зарядное устройство для аккумулятора просто необходимо, ведь в один момент рядом просто никого может не оказаться. Тем более, что для сборки простейшего зарядное устройство нужен минимум компонентов, самым главным и основным с которых будет мощный трансформатор. Самую примитивную схему зарядного можно увидеть ниже.
По сути, это всего лишь трансформатор с подключенным к нему диодным мостом и амперметром. Также имеются два предохранителя, один в цепи 220В, второй в цепи на выходе, обратите внимание, они имеют разные номиналы. Учитывая, что сама схема не содержит никаких защит, не стоит пренебрегать установкой предохранителей. Есть некоторые нюансы, которые касаются трансформатора - он должен быть достаточно мощным, 100Вт и более, а также иметь выходное напряжение около 12-15В. Определить мощность трансформатора косвенно можно по его габаритам и весу, а также диаметру проволоки обмоток. Использовать также можно и самодельный трансформатор, например, если взять сердечник трансформатора от микроволновки, удалить штатную высоковольтную обмотку и вместо неё намотать толстым проводом свою, на нужное напряжение. Из заводских подойдёт, например, ТС160, данный трансформатор устанавливался в ламповые телевизоры "Рассвет" и "Рекорд", именно его и будет использовать автор. Фото трансформатора ниже.
На трансформаторе имеются две накальные обмотки, каждая из которых рассчитана на напряжение 6,55В и максимальный ток 7,5А. Последовательное соединение этих обмоток даст напряжение 13,1В с тем же током 7,5А - именно то, что нужно. Использовать можно и более маломощные трансформаторы, с током 1-3А, но в этом случае процесс заряда будет длиться непозволительно много времени - несколько суток.
Так как мощный трансформатор будет отдавать большой ток на зарядку аккумулятора, то и диодный мост должен быть рассчитан на соответствующую мощность. Подойдут, например, диоды Д242А, максимальный ток которых составляет 10А. Для сборки из них диодного моста потребуется 4 диода. Все соединения со вторичной обмотки трансформатора и после диодного моста должны быть выполнены качественно и с использованием проводов большого сечения - на них не будет потерь в процессе зарядки и они не будут нагреваться.
Диодный мост можно взять и готовый, например, подойдёт КВРС5010, представленный ниже. Преимущество такого варианта в том, что диодные сборки обычно уже предусматривают отверстия для удобного крепления на радиатор, а в процессе работы диодный мост может сильно нагреваться, поэтому радиатор просто необходим.
Ещё одна составляющая зарядного устройства - амперметр. Процесс заряда прекрасно будет идти и без него, тем не менее, амперметр необходим для контроля протекающего тока, а соответственно и индикации степени заряда аккумулятора. Работает это следующим образом: в самом начале при подключении полностью разряженный аккумулятор будет потреблять самый большой ток, ограничиваемый лишь мощностью трансформатора и диодного моста. По мере заряда ток будет падать и к концу составит 0,5 - 1А, при данных показаниях аккумулятор следует снимать с заряда, ведь перезаряд грозит закипанием аккумулятора. Наиболее практичным и удобным будет стрелочный амперметр, таких ещё много сохранилось с советских времён. Если под рукой есть простая стрелочная головка, сделать из неё амперметр очень просто - нужно лишь добавить шунт, предварительно его рассчитав.
Для удобного подключения аккумулятора на выход зарядного устанавливаются крокодилы. Не стоит проверять работу устройства "на искру", замыкая между собой крокодилы - это приведёт к сгоранию предохранителей, или выходу из строя диодного моста.
При подключении аккумулятора также обязательно необходимо следить за соблюдением полюсов - учитывая, что зарядное не содержит никаких защит, переполюсовка может привести к повреждению аккумулятора. Ради интереса автор приводит осциллограмму напряжения на выходе зарядного устройства. Так можно увидеть, то не постоянный, а импульсный - он предпочтителен в зарядке автомобильных аккумуляторов.
Все детали, в частности трансформатор и диодный мост можно расположить внутри крепкого корпуса, а на переднюю панель вывести амперметр. Таким образом, получилось максимально простое зарядное устройство, собрать которое можно за пару часов из очень доступных компонентов - самым дорогим является трансформатор, но и то, его можно найти на свалке в составе выброшенного телевизора. Удачной сборки!