Прохождение летом 2015 года не баловало, поэтому поездку в UL я отложил на конец лета. К сожалению «хрустального» осеннего прохождения так и не дождался. Пришлось довольствоваться тем, что было.
День 1.
Выдвигаюсь в 6 часов местного времени, в срок прибываю к паромной переправе и встаю в очередь.
В положенное время появляется плавсредство. Около часа приятного путешествия по Саратовскому водохранилищу, и я в Сызрани. Цена вопроса 550 р. Навигатор выводит меня на позицию на окраине города.
SR-19. 14183. 05-31 ut. UA2FT. Процесс пошел. Подошел абориген – RC4HA. В начале часа иду на 7020. Зовут 1, 3, 4, 6, 9 районы, Украина. Но основная масса охотников – на 14051. Через 2 часа 25 минут звать перестали, еду дальше. Дачный массив, знак – остановка запрещена. Отъехал от знака метров 50, кручу антенну.
SR-43. 14155.5. 08-15. RA1AVP/1. Всего 5 QSO, иду на 14051. Идею с частотой срисовал у Олега, UA9UAX, здесь всегда свободно. Подъехала охрана, продуктопровод, стоять нельзя. Молодые парни. Командир посмотрел, поспрашивал из любопытства. «Работай!», и уехали. Через некоторое время звать перестали, вижу, район не активирован. Иду на 14178, 7020, не зовут. Все кто меня слышит и кому район был нужен, сработали. Сотрясаю эфир, тщетно. Не хочется выбиваться из графика в самом начале экспедиции. К тому же район – на перепутье, здесь я еще планирую появиться. Сворачиваюсь.
Пересекаю границу Ульяновской области. На что-то обидевшись, замолкает навигатор, чуть не проскочил поворот на Радищево. Дорога на Садовое. Раньше это была Голодяевка. Более 50 лет назад я здесь гостил у бабушки. Деда не было, 37 год, враг народа…
UL-17. 14183. 11-42. RA9YTZ. Почти 2 часа работы дали 109 QSO для Романа и всего 98 Call’s– для Ааду.
Уже дома, подсчитывая связи, понял, что смалодушничал, пытаясь втиснуться в свой график. Лучше проехать меньше районов, но активировать их, чем проскочить все, а потом возвращаться еще раз «на добивание». Но люди ждут от меня заявленного, им все равно, сколько я набрал связей. Не хочется быть необязательным, еду дальше.
UL-19. 7020. 13-58. RA9CMO. Зовут. Вздрагиваю от внезапного грохота. На высоте 8-10 м над машиной проносится МИ-8. Развлекаются, охламоны!
Чуть меньше 2-х часов, с районом покончено. Звонит Юрий, UA4NF, припоздал. Сработали. С чего-то тюнер забарахлил, кубики прямой и отраженной волны прыгают. Мощность падает.
В этом районе у меня живут родственники и единственная организованная ночёвка.
День 2.
Рано утром проезжаю почти весь UL-19 и большую часть UL-21. Съехал с дороги и забрался на горку. Вниз и вдаль открылась замечательная панорама. Замечаю, что стою на поле, заметны остатки эспарцета. Но земли нет, вместо нее мелкий щебень.
UL-21. 14181. 04-09. UT4UTI/P. Всего 2 связи, иду на 14051. 1,5 часа работы. Дома выяснилось - 99 корреспондентов! Ну нельзя же так халатно подходить к делу!
Дорога в этих местах извивается, и то ныряет вниз, то вздымается вверх. Вокруг – сосновые леса и сосновые же посадки разных возрастов. Когда проезжаешь через старый бор, воздух в машине наполняется запахом хвои и прелых иголок, устилающих землю.
UL-18. 14183. 06-18. YL3CW. 10 связей и приходится переходить в CW. Никак не хотят люди работать со мной телефоном!
В каждом районе были, хоть и непродолжительные, пайлапы. Но то, что случилось здесь, я еще не встречал. Монотонный вой, в который слились десятки зовущих станций, что-то выудить из этого месива нереально. Переждав, когда все угомонились, передаю «up pse». На моей частоте пусть сами наводят порядок. Теперь вой размазался на 30 кГц, но здесь уже можно за что-то зацепиться. Цепляю станцию, на ее месте зовет вторая, а потом сразу десяток. Охотники тоже умеют слушать и крутить ручку! Прыгаю в сторону на несколько килогерц, и все повторяется.
Дома я не работаю на общий вызов, навыков в разгребании завалов нет, да и кому я нужен дома! Пока получается не очень здорово, хотя, кажется, понемногу обучаюсь. Уже не впервые понимаю, что работа в пайлапах сильно обогащает мой опыт как охотника. Лучше понимаешь психологию поведения оператора DX-станции или RDA-активатора. Учишься и у более опытных охотников. Алексей, RM6J всегда зовет немного в стороне, так, что тон его сигнала выделяется в общей массе. У него не самый громкий сигнал, но читается с первого раза. Мастерство не пропьешь! Несколько раз слышал бубнеж, в котором ничего не понять, выключаю CW фильтр, четко вырисовывается Малик, 4X4JU. Но он заставляет меня тыкать кнопки!
Самое неприятное это когда две станции работают одновременно с одинаковыми сигналами. В каком-то районе, отработав со всеми, долго не мог разобрать две оставшиеся станции. Одинаковые тон и амплитуда, и включаются одновременно. Сигналы сливаются, ничего нельзя вычленить.
Полтора часа работы и можно ехать дальше.
В лес уходит грунтовка, небольшая полянка, окруженная молодыми сосенками. Замечательное место!
UL-15. 7020. 09-08. RO4S. Разозоровался ключ. Он уже знает, что я его отправлю на пенсию. Ему ничего не остается, как являть мне свой мухоморный характер. Более 40 лет отслужил, но в последние годы стал несносным, поистоптался. Буду подыскивать новый.
Отработал час, звать перестали, всего 86 QSO. Делать нечего, еду дальше.
Дороги весьма недурны, машин мало. Хуже дорога будет на Базарный Сызган и совсем негодная – на Инзу. Люди в этих местах живут очень скромно. Мужчины, которые могут и хотят работать, мыкаются на вахты. Кто на Север, кто в город. Женщины как в войну тянут домашнее хозяйство на себе. Не бросаются в глаза новые дома, и даже просто перекрытые современными материалами крыши и фасады домов. Большинство машин – из самых дешевых и не новых. Даже Москвич-412 как-то проехал. Единственный комбайн, который я видел в поле – «Нива». Сколько же ему лет! В райцентрах картина другая. Прокурорские, судейские, милиция, чиновники разных мастей и рангов получают от государства нехилые зарплаты. Да и левак у многих. Здесь и новые дома и машины покруче, и торговля здесь пораскрученнее.
Местность становится ровнее, меньше лесов, больше полей.
Проезжаю Николаевку, понимаю, что поступил опрометчиво, не заправился. Стрелка подошла к 0, до Барыша 80 км, а я еще и в эфире работаю с включенным двигателем, так трансивер больше «кубиков выбрасывает». Но обошлось.
Клеверное поле, правда, очень хилое, заметил только когда заехал.
UL-08. 14183. 11-26. R9AE. Наблюдаются QSB. 69 QSO, но работал всего 54 минуты, сейчас-то я понимаю, что обнаглел, надо было задержаться. В конце концов, планировал на районы по 2 часа.
Барыш. Все райцентры - это сёла или таковыми кажутся. Глаз путника не зацепился за изыски в архитектуре или ландшафтном дизайне. Вероятно, следуя через них транзитом, я просто пропустил такие места. Еду в сторону Базарного Сызгана.
UL-07. 7020. 14-00. UR3IAS. Полтора часа, 105 QSO и только 97 корреспондентов. Что-то я сегодня халтурю, даже лимит времени не выбираю. Видно, не хватает встряски. Будет она мне!
Базарный Сызган. Захожу в магазинчик, прошу два пакета ряженки. Продавщица достает из витрины-холодильника, а я прошу посмотреть срок хранения. Идет в подсобку, несет очки, смотрит, откладывает один пакет, роется в витрине, потом исчезает под прилавком. Наконец появляется на свет божий еще с одним пакетом. Спрашиваю: - Мотель где-нибудь поблизости есть! - Может в Инзе? – неуверенно отвечает.
Надо выдвигаться в сторону Инзы, там и определюсь с ночевкой.
Взбираюсь под редкими березами на бугор, полянка. В километре дальше по дороге какая-то лесопилка, высокие ангары ярко освещены, рядом стоит, светит огнями, вышка. Заметные ориентиры, они пригодятся мне позже. А сейчас что-то мне не пришлось по душе это место. Еду дальше. Сворачиваю на грунтовку. Колея, по бокам вплотную стоит по пояс густая высохшая трава, густо сдобренная колючим татарником. Съехать невозможно, а ходить вокруг машины – тем более. Если кто поедет – не разойтись. Задом выезжаю назад. Так повторилось несколько раз. Наступила ночь, по сторонам уже ничего не видно. Остановиться негде, остается одно – ехать. Может, село какое попадется, съеду на околице. Сплошная стена леса. Табличка с названием села на белом фоне. Через километр леса – табличка, показывающее, что село закончено. Дорога разбитая, темень несусветная, глушь, никого нет. И уже хочется спать. Наконец, впереди показался свет фар. Останавливаюсь, отчаянно семафорю фарами. Парень с девушкой, они мне как родные! Оказалось, на кольце я повернул не туда и упорол на много километров в эту глушь. Навигатор, проказник! Разворачиваюсь и через час впереди замаячила уже знакомая вышка и освещенные здания. Не раздумывая, поворачиваю в березовый лесок и взбираюсь на знакомую горку. Уже глубоко заполночь, раскатываю матрас – сидение со спинкой от садовых качелей, и заваливаюсь спать. Впечатления перехлестывают, но усталость берет свое.
Ночью просыпаюсь от холода. Солдатского одеяла явно недостаточно. Достаю из подушки – пакета со шмотками тельняшку, натягиваю на себя, укладываюсь. Тело согрелось, теперь мерзнут ноги и даже ж-а. Включаю двигатель и печку. Нагрелся, выключил, заснул. Небо на востоке уже посветлело, когда я проснулся второй раз. Опять погрелся. Через час проснулся уже окончательно. За ночь мало поспал, как продержусь день?
День 3.
Включаю аппарат, звук пропадает. Появляется и опять пропадает. Все просматриваю, понять не могу. Звоню Саше, RA4HT. Пробуем сбросить настройки, не помогает. Хотя возможно из-за этого в следующих районах я работал с выключенным двигателем, мощность не падала.
Если бы это был UW3DI, который я сам собирал, знал все нюансы его характера. Знал, когда и куда надо лезть, где прижать, что подкрутить. Но оказалось, что есть знатоки и этого японского дива. Саша разместил в рефлекторе «Help», начали поступать звонки и инцидент был исчерпан. Оказалось, что ночью я задел ручку «sol». Не раз думал, зачем столько ручек и клавиш на аппарате? Многими я не только не пользуюсь, но даже не знаю их назначения.
UL-10. 7020. 04-48. UA3SAQ. Жизнь продолжается! Почти полтора часа и район закрыт.
Произошла задержка, народ уже ждал. Часто, особенно в SSB, долго зовешь, проводя связи с редкими случайными «прохожими», пока кто-то из «своих» не наткнется на тебя и запустит спот. Без кластера наша затея кажется мне мало жизнеспособной. Еще раз спасибо всем за споты!
Местность стала совсем похожей на нашу. Поля, березовые лесопосадки, за которые при желании можно заехать.
UL-09. 7020. 07-55. RU4SO. Хорошо идет Европейская Россия, связей 20 провел на 14178, но основная масса, как обычно днем, прошла на 20-ке в CW. Чуть больше часа и район оприходован. Говорил же, встряски не хватало!
UL-11. 7020. 10-01. RN3RQ. Зовут неплохо. При очередном уходе с 7020 два раза передаю «QSY 14195» и получаю пайлапчик уже в телефоне. А дома – упрёк за заботу на DX-частоте. Замечаю, что CW мне нравится все больше. Меньше полутора часов и с районом покончено.
Двигаюсь на крайний северо-запад области к границе с MD. Оказывается, все рядом! Мне уже и туда захотелось! Граница UL-11/23. Съезжаю в сторону от дороги на 50 м. Замечательная позиция. И единственная попавшаяся мне граница двух районов, откуда можно нормально работать.
UL-23. 14195. 12-45. UA6HTF. Хорошо зовут и на 40 и на 20, и в SSB и в CW! 1 час 15 минут и я отвинчиваю антенну.
Где-то 3 часа долбишь, не можешь набрать сотню связей, где-то за час укладываешься. Причем замечал, от рейтинга района это не зависит. Много случайных факторов влияет. И прохождение конечно. Дома чётко видно, есть оно или нет. В поле не задумываешься, отвечаешь всем, кто зовет. Прогнозировать и планировать четко невозможно.
Еду в сторону Ульяновска. Въехал в UL-13. Заезжаю за лесопосадку. Смеркается. Ужинаю, стоя у открытого багажника. Что-то белеет, раньше не было, подхожу ближе. Сидит белый кот, смотрит на меня. «Кис-кис», прыгает в кусты и исчезает. Достаю спальные принадлежности, смотрю: сидит лиса и следит за мной. «Кыш!» Ноль внимания! Вернулся к багажнику за очередной партией барахла, лиса сидит уже в пяти метрах. И опять на мои звуки и жесты не реагирует. «Вдруг бешеная! Тяпнет, лечись потом!» Достал корку хлеба, кинул. Лиса схватила ее и исчезла в кустах. Через несколько минут увидел ее уже с другой стороны машины, подошла почти вплотную. Обнаглела! Достал кусок хлеба, кинул. Понюхала, но не взяла. Не её это пища! Повертелась и ушла совсем. Кстати, на дорогах в разных местах видел три лисы, раздавленные машинами.
Укладываюсь спать, предварительно прилично утеплившись имеющимися запасами. И все-таки ночью просыпаюсь, замерзли ноги. Приподнимаю голову, смотрю в окно. Орион, Плеяды. Звезды - по кулаку! Зрелище незабываемое. Не каждые 10 лет такое увидишь. Хоть и живу в деревне. Подумалось: «Только чтобы это увидеть, стоило ехать!» Раньше не понимал, как мореплаватели в средние века могли видеть Магеллановы облака – наши соседние галактики. Теперь понимаю, могли!
Включаю печку, прогреваю ноги. Печку выключаю и чувствую, как струйки холодного воздуха сразу же начинают струиться к моим ступням, свисающим с переднего сидения. Подогнул одеяло, внутрь поместил ноги, подоткнул с боков. Теперь они теплоизолированы со всех сторон. За следующую ночь я уже спокоен.
День 4.
Выползаю утром на свет белый. Перемещаться никуда не надо, место для позиции вполне удачное, метров на 15 только сдвинуться от посадки, еще и пригорок там. Над травой, где я, простите за пикантную подробность, справил малую нужду, расползаются, переплетаясь, густые клубы пара, что сильно смахивает на Долину гейзеров в миниатюре. Изо рта тоже идет пар. Однако не жарко нынче!
UL-13. 7020. 03-50. UA4NBA. Все идет нормально.
Через 20 минут шкала аппарата гаснет. Через несколько минут включается, затем опять все исчезает. Промежутки между включениями становятся больше. Очередной консилиум по телефону ни к чему не приводит. Нервно курю, пока люди в интернете пытаются найти причину. Решаю возвращаться домой. Звонит Вячеслав, UA3SAQ, спрашивает, чего не работаю, ему район нужен. Смотрю на шкалу трансивера. Горит. «Давай попробуем на 7020». Отработал 32 связи, трансивер выключился и уже больше не включался.
А через 7 часов я был уже дома. Но я сюда обязательно вернусь!