I. День первый - 03.09.2011.
Объехать северные районы Самарской области я собирался два года. Но каждый раз находил причины, чтобы отложить поездку. Наконец решился. Отъезд назначил на 7:10 местного времени, но утром не мог найти себе места и выехал на 15 минут раньше. Все необходимое приготовил накануне: помыл машину, протащил провода, подстроил антенны. Субботняя дорога в сторону Самары мало загружена, погода удалась, и я без приключений подкатил к областной столице. На въезде (со стороны Волгограда) делаю снимок. Самара здесь начинает с Куйбышевского района, SR-04. С трудом приткнулся на крошечной площадке перед магазинчиком, местом встречи с водителем – сыном Дмитрием. По обе стороны – сплошная стена девятиэтажного железобетона. Решил не искушать судьбу и двигаться сразу к главной цели. А из SR-04, если удастся, повещать на обратном пути, подыскав более подходящее место. Прокатили через всю Самару и въехали в Красноярский район, SR-36. Было немного не по себе оттого, что позади три часа дороги и куча пропущенных районов. Но наша задача – север области, растрачивать время по дороге не хочется. В городе я совершенно не ориентируюсь в границах между районами, за городом пробую включиться на ходу. Сильный треск от зажигания, фильтр уменьшает помехи, но не убирает. Раньше я ездил один и работал на остановках, хотя иногда включал двигатель, чтобы «не посадить» аккумулятор, такого треска не было. К тому же мимо с ревом проносятся машины, и эта какофония делает работу невозможной. Надеваю наушники. SR-36. 40 м. RV3WS/3/P, следом зовет RZ9WJ/P, BA-59. New one! Но работать в наушниках не хочется – Диме не слышно. Он хоть и равнодушен к радио, но слушать не только мои вопли, но и собеседников ему все-таки веселее. Выключаюсь. Въезжаем в Елховский пайон, SR-28, плановое место старта экспедиции. Делаем остановку. SR-28, диапазон 40 м. RW9WC, R8XA, еще несколько связей и желающие заканчиваются. Меняю антенны. 20 м. UU4JBR, UU2JWA. Процесс пошел. Чувствуется, что я в кластере. Все, как обычно: вся Россия кроме 4-го района, Европа. Много старых знакомых. Наконец зовущие заканчиваются, и я перехожу опять на 40 м. UA3AKO и RU4SS получают новый район. Проходит череда заядлых RDA-шников, и через 10 минут эфир замолкает. Возвращаюсь на двадцатку, еще десяток станций. Пробую телеграф. YO2BBX, UA1OJL. Диме скучно, да и старый мой манипулятор слишком часто выдает не те знаки, какие нужно, никак не обзаведусь новым. Отрывается провод в штекере наушников, оглох на одно ухо, очень не комфортно. Когда паял, обратил внимание, какие там тоненькие проводки-волоски. Экономные китайцы научились делать провода, почти не расходуя медь. Мысль о работе на ходу окончательно испаряется. Еще несколько QSO и возвращаюсь в SSB. Но уже не зовут. Не дотянул до сотни. Снимаемся. Движемся дальше на север. SR-34. Кошкинский район, диапазон 40м. RW4CUO, RA4UKI, десяток станций 3, 4 районов, RW9WC заканчивает. 20 м. R2DX/6/p, RW3DMV/1/p. И опять привычный набор позывных, районов, стран. DL8USA, OK1DLA, SM5DJZ. Из скольких уже районов вы звали меня, терпеливо ожидая, когда я отвечу более громким российским и украинским станциям! RV6LI, UA9MKT. Почти час работы, и опять немного не дотягиваю до сотни. Но прецедент уже есть. Трогаемся. Доезжаем до Кошек и поворачиваем на восток. Проехав почти всю область, обратил внимание, что большинство полей засеяно подсолнечником. Нужно ждать обвала закупочных цен. Гримасы недоразвитого рынка в сельском хозяйстве. О севообороте и рачительном отношении к земле нынче не принято думать. SR-41. Сергиевский район, очень представленный в эфире, там традиционно активные радиолюбителеи, получить карточку отсюда – не проблема. Поэтому я не планировал здесь надолго задерживаться. Но и проигнорировать не мог. Диапазон 20 м. RV0AE, UA9MGZ. Зовут, однако, и «держат» почти полчаса. UT2HD, RZ6HCX. Всё! 40м. RZ9WJ/P, BA-48. Опять new one! Спасибо, Сергей, порадовал! День не зря прожит. RU4SS. Костя везде зовет, надо ему или нет. Спасибо за поддержку уже третий год! Долго едем. Надоел нудный пейзаж, глазу не на чем остановиться. Наконец поворачиваем и добираемся до самого северного района SR-45, Челно-Вершинского. Решили обойтись без приветственных речей и братания с местным населением и остановиться у границы. Да не обидятся на меня благородные жители этого замечательного района. SR-45, 40 м. RZ9WJ/m, BA-65. RU4SS, UA3AKO. Ну куда, мужики, без вас! Отмечается небольшой, но довольно стабильный сороковочный состав RDA-шников. Сердитый голос Миши RA1OHX и заканчивают RA3CQ и RK3RB. На сороковке зовут мало. У экспедиций, работающих на ходу, больше время уходит на остановки и переустановку антенн, чем на работу в эфире. Поэтому ездуны часто не останавливаясь, молотят по несколько районов подряд на двадцатке. Вызывая скрежет зубов и соответствующие обороты речи у RDA-стов мертвой зоны. Или другая ситуация. За 10-15 минут, ответив на сороковке всем желающим и сделав с пяток безответных вызовов, мы, что вполне естественно, переходим на двадцатку. Отлично понимая, что люди не могут торчать сутками у трансивера, а лишь эпизодически подходят и заглядывают в кластер. Ну и часто эти 10-15 минут попадают на момент их отсутствия. Не вижу возможности как-то решить эту проблему. Упорядочить время появления на диапазоне не получается. Иногда в пробке завязнешь, иногда поплутаешь. Кроме того, не знаешь, сколько времени тебя будут звать в предыдущем районе. Нюансов много. И поэтому один из самых часто задаваемых вопросов «а когда ты будешь в N-ском районе» вызывает в моей душе смятение как у девицы, получившей предложение выйти замуж не от того, с кем милуется, хотя поминутный план-график лежит перед глазами. В результате – у людей пропущенные нужные районы. Другая проблема. Виктор, UA3AKO, меня пожурил за то, что я часто меняю частоты. Согласен. Но! Пока я еду, на моей частоте обязательно завяжется милая беседа. И когда я пытаюсь пристроиться рядом, чтобы меня легко могли найти, услышу что-нибудь наподобие «Куда прешь, оглобля, уши прочисть!». Приходится уходить и искать свободную «дырку» на стороне. Хотя эту проблему решить можно: звонок другу и он бросает тебя в кластер. Если бы я часто ездил, то, вероятно, избавился бы от многих неприятных моментов. Перехожу на 20 м. RK3WV, RU6YZ. Зовут, отвечаю. Европейская часть России, заметно меньше Западной Европы, ближнее прохождение. Двадцатка держит меня еще 35 минут, RZ8U благодарит за новый район, UK8QBW и зов закончился. Разворачиваемся, возвращаемся в SR-41, Сергиевский район и едем в сторону ближайшего села SR-46, Шенталинский район, с интригующим названием Крепость Кондурча. Минуем Кутузовский. Асфальт заканчивается, проезжаем Шаровку. Село как вымерло, ни души. Наконец находим двух женщин, и они после милой, но непродолжительной беседы любезно показали нам дальнейшую дорогу. За селом комбайны косят какую-то непонятную культуру, похожую на веники. Но останавливаться не стали и без происшествий достигаем конечной цели. Останавливаемся у магазина, и мой бравый шофер замечает необычный шум под капотом. Открывает - кипит! Вентилятор не крутится. Вдвоем пытаемся найти причину. Время затягивается, рискуем провозиться долго, и я, сталкивавшийся с подобной неисправностью на старой машине, решаю соединить вентилятор напрямую к аккумулятору. Заимствую от трансиверной проводки пару кусков провода, прикручиваю к аккумулятору, проверяю вентилятор – работает! Взялся за нож, чтобы вскрыть проводку своего железного друга, но Дима обнаружил перегоревший предохранитель, отвечающий за бибикалку (так на крышке нарисовано!), заменил его, и неисправность была ликвидирована. Заходим в магазин, запасаемся харчишками и теплой минералкой, холодной нет. Кстати, кассовые аппараты в мелких магазинчиках отменили еще в прошлом году, поэтому взять чек, подтверждающий наши подвиги именно в этом месте, не удается. Зато удается узнать, что вывеска с упоминанием названия района находится на школе, она расположена в сотне метров. Здесь же я получил ответ на интересовавший меня вопрос о непривычном названии села. В этих местах проходил тракт, по которому следовали караваны Емельяна Пугачёва, и для их защиты хитрый атаман соорудил крепость. А Кондурча – название протекающей мимо речушки. Подъезжаем к школе. Тут же, похоже, ютятся и остальные учреждения села. На крыше гастарбайтеры латают крышу. Один из них, видимо главный, увидев фотоаппарат, спросил, чего нам тут надо. Я, склонный к проказам, выждал паузу, чтобы акцентировать на себе внимание, грозным голосом интересуюсь, не являются ли они незаконными мигранты, и есть ли у них соответствующее разрешение. Мои собеседники не по-джентельменски прервали беседу и скрылись за краем крыши двухэтажного здания. Фотографирую вывески. Хотелось бы, чтобы кто-нибудь показал этот снимок главе администрации Шенталинского района. За этой дверью учатся дети и работают люди. Когда я подошел к машине, увидел, что мой бывший собеседник на противоположном конце крыши с кем-то разговаривает по телефону, косясь в мою сторону. Не бойтесь меня, болезные! Работайте, кормите свои семьи. Я вам не опасен. Мзда, которую вы платите местным чиновникам, вполне заменяет разрешение миграционных властей. Поворачиваем назад, чтобы встать за околицей села. Бросаются в глаза запущенные поля, поросшие бурьяном и колючками. SR-46. Диапазон 40 м. UA4PET, RZ9AV. Конечно RU4SS, UA3AKO. Виктор пропустил SR-41, новый для себя район, договорились на 8 утра, сегодня уже поздно, я не хочу из него работать. Мыслями я уже не в экспедиции. Зовут, в основном постоянные "клиенты". На западе долбят молнии, отдаваясь треском в динамике трансивера. Принимать становится всё труднее, часто приходится переспрашивать. Извращенная фантазия рисует комментарии в кластере: «Gluhoj». С юга наползает темнота. Вижу – Дима озабоченно озирается по сторонам, но молчит. Мне бежать с поля боя обидно. Попадём ли мы сюда ещё когда-нибудь? 20 м. OK1JKM и сразу тот же голос: OK1DLA. В обоих случаях – благодарность за new one. RA6YDX. HA9PP, F6EYB, Истван и Жан Мори, старые знакомые, спасибо вам. Но сгущающиеся тучи давят на нервы, а до асфальта километров пятнадцать. Еще десяток QSO и я пасую. Прыгаем в машину, и Дима топит педаль газа. Через несколько минут крупные капли дождя забарабанили по крыше, но впереди уже приветливо заблестел в заходящем солнце мокрый асфальт. Облегченно вздохнув, не останавливаясь, мы покатили на юг. Проезжаем Сергиевск. Я не был здесь более 30 лет, ничего не узнаю. Наконец проезжаем мост, кольцо и у большого старого кирпичного сарая, наподобие мучного склада, с гордой надписью «Боулинг» поворачиваем направо. Сургут. Это вторая цель моей поездки. Сюда в далёкие уже семидесятые меня направили после окончания института. Здесь остались старые добрые друзья, и я их давно не видел. Нас ждали. Но наша хорошая подруга (в смысле – товарищ!) лежит в районной больнице, и было решено навестить её. Не часто встречаемся, увидимся ли ещё? Уже стемнело, шел дождь, мы подъезжаем к Сергиевску. За ним – аспидно-черное небо, непрерывно раздираемое ветвистыми молниями. Вид совершенно апокалипсический. В голову пришло: «Голгофа, ночь после распятия». Более жуткую грозу, вырубившую блок на Балаковской АЭС, я наблюдал летом. Гигантские, на редкость прямые и совершенно беззвучные из-за большого расстояния молнии вертикально впивались в землю. Словно в фантастическом фильме про нашествие. Не хотелось бы быть в эпицентре такой природной вакханалии. Северный поход. День второй |