На этой страничке выкладываю устройство защиты трансивера от скачка напряжения в блоке питания «вверх». Эта схема была опубликована в журнале «Радио-Дизайн» А. Першиным (RX9JK), автором трансивера «Урал Д-04». Я её повторил, и не пожалел.
В первой схеме моего БП-14в пробило транзистор, и защита, сработав, спасла трансивер. После этого я переделал БП по схеме из журнала «Радио» № 4 за 1992 год. В схеме защиты используется 5-контактное автомобильное реле в металлическом или пластиковом корпусе (название точно не помню). В нём достаточно мощная контактная группа из серебра. И реле-регулятор (далее РР) от Жигулей-классики. Размером примерно 6 на 6 см, высотой 1,5 см, белого цвета, со светодиодом и тремя выводами № 15, 31 и 67.
А теперь по пунктам изготовления:
1)По схеме при включённом БП реле защиты постоянно под напряжением. При срабатывании защиты оно обесточивается, отключает 14 в. от трансивера и подаёт питание на тревожную лампу с зуммером «Авария». 2)РР разбирается от корпуса и через изолирующую прокладку за теплоотвод транзистора крепится к корпусу. У меня корпус БП собран из алюминиевых листов толщиной 4 мм и является большим теплоотводом для транзисторов. 3)Также к корпусу крепится реле защиты и распаивается согласно схемы. 4)А так выглядит разобранное РР сзади. 5)И небольшая моя доработка РР (извините за некачественное фото - нужно было снять поближе). Отпаиваем одну ногу стабилитрона порога срабатывания VD и последовательно с ним впаиваем подстроечное сопротивление на 1,5 ком. Теперь мы можем регулировать порог срабатывания защиты. У меня он выставлен на 14,8 в. РР на порог срабатывания настраивается отдельно на регулируемом БП, и уже настроенный устанавливается в БП вашего трансивера.
Вот и всё. Надеюсь, мой опыт Вам пригодится. И спасибо А. Першину за идею!
P.S. Последние 7 снимков иллюстрируют установку защиты в БП, который был переделан из компьютерного БП на 250 вт. Реле-регулятор использовал нового типа, с доработкой порга сработки защиты. Работает.