Непременным атрибутом любого советского магнитофона были шнуры на разъемах СГ(ОНЦ-ВГ). Без них никак не записать и тем более переписать музыку. Благо разъемы СГ-5 свободно продавались в магазине, мы делали соединительные кабели сами, чтобы каждый раз не перетыкать один и тот же шнур из разъема в разъем.
Откуда же они появились в СССР?
На заре радиотехники в бытовой аппаратуре применяли разные соединители. В первую очередь это были клеммы.
Ну и более аккуратные "розетки" и "вилки". Вот USB 50х годов.
Еще одним распространенным разъемом был штепсель телефонный ШТП-3-6,5. Этот разъем в радиотехнику пришел с ручных телефонных станций, где барышни соединяли шнурами абонентов. Английское название разъема TRS.
По сути это предок штекеров нынешних наушников.
В 1956 году в СССР начали выпускать магнитофон "Мелодия МГ-56". За исключением электронной начинки все было позаимствовано с немецкого магнитофона "Grundig TK-820". Так все разъемы на магнитофоне типа TRS.
Все эти виды разъемов не блистали качеством соединения и удобством пользования. Производителям требовался надежный и универсальный соединитель. Новый тип разъема придумали в Германии, но точную дату мне найти не удалось. В каталоге фирмы Телефункен за 1959 год уже показаны шнуры на 5 контактных (стерео) разъемах.
При этом у стерео наушников две стандартные "моно" вилки.
В советской аппаратуре применение разъемов СГ (ОВЦ-ВГ) началось с катушечного магнитофона "Астра-4" Ленинградского завода "Техприбор", который выпускался с 1966 года.
Хотя и магнитофон был "моно", но разъемы пятиштырьковые. С тех пор и началось постепенное внедрение этих разъемов в аппаратуре СССР. Разъемы изготавливал Пружанский завод радиодеталей в Белоруссии, который продолжает работать и по сей день.
Позже, эти типы разъемов были приняты в качестве национального стандарта немецким институтом стандартизации(DIN) и получили порядковый номер стандарта DIN 41524. Поэтому в обиходе их называли "дин разъем". Хотя разновидностей этих разъёмов много и у каждого свой порядковый номер стандарта:
Несомненным достоинством разъемов был прочный металлический корпус, одновременно служивший экраном (массой). Выломать случайно такой разъем невозможно. Гнездо нынешних USB разъемов выламывается даже от случайного нажатия на подключенный шнур.
Еще одним важным качеством конструкции этих разъемов было последовательность установления соединения: первым всегда касается металлический корпус разъема, соединенный с общим проводом аппаратуры. Этим выравнивается потенциал между корпусами соединяемых устройств. У того же американского разъема RCA (тюльпан) первым соединяется сигнальный контакт, а потом только общий провод.
Главный недостаток разъема тот же, что и у USB: трудно подключить "вслепую".
Когда изготавливал самодельные шнуры, несколько раз наступал на одни и те же грабли: аккуратно запаиваешь все провода к штырькам, натягиваешь на них кембрики, экранирующую оплетку надежно обжимаешь скобами корпуса..... и замечаешь, что пластиковый кожух забыл заранее одеть на кабель))) Приходится все отпаивать обратно.
В середине 80х японские фирмы, которые использовали американские разъемы RCA, практически захватили европейский рынок. Так закончилась эпоха разъемов DIN на массовом рынке. Некоторые производители продолжают использовать эти разъемы в своей аппаратуре, но в очень маленьких объемах.
Надеюсь скоро закончу профилактику катушечного магнитофона "Астра-110-1 стерео". Для перезаписи понадобится изготовить соединительный кабель и я прикупил два разъема ОНЦ-ВГ-4-5-16в.